Home

Написать письмо

Карта сайта
Рекламная группа Продакшн Мнение Контакты
Статьи

Посещение Новомосковского Свято-Троицкого собора

Архив

2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008

Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь упасет град, всуе бде стрегий.

12 февраля 2015 года. Небольшой группой паломников нашего Петриковского Свято-Георгиевского храма мы с большой радостью отправились в Новомосковский Свято-Троицкий кафедральный собор. Радость же – от предвкушения встречи с ярким свидетельством величия и всеблагости Божьей. Ведь и сам Новомосковск – один из уникальных украинских городов, в истории которого много примеров, на сколь великие дела способен украинский народ, хранящий чистую веру в Господа, любовь к свободе и к своей Богом данной земле. А Свято-Троицкий собор – вообще можно уверенно назвать чудом по многим причинам.

Первые поселения на территории нынешнего Новомосковска датируют еще бронзовом веке, третьим тысячелетием до Рождества Христова. Начало же истории селения, впоследствии ставшего Новомосковском, долгое время привязывали к постройке в 1668 году русской Усть-Самарской крепости. Больше известной как Новобогородицкая или просто – Богородицкая, по названию построенной там церкви. Но такая версия рождения Новомосковска ошибочна.

Теперь отсчет истории Новомосковска ведут с 1576 года, что ближе к истине. В том году польский король Стефан Баторий своим декретом даровал казакам ряд украинских земель. По сути – признал за украинцами право на часть их же исконных земель. В числе прочих территорий было и Присамарье со «старинным казачьим городком Самарью». Правда, городка Самари к тому моменту уже не было. А прежде он находился много дальше от места рождения нынешнего Новомосковска – ниже устья Кильчени, ближе к устью Самары. Там-то позже и построили ту самую Богородицкую крепость.

На месте же нынешнего Новомосковска еще до королевского декрета казаки ставили хутора-зимовники. С годами здесь образовалось немалое селение. Иногда его называли Самарь, Самарчик, Самара. Но закрепилось за ним имя Новоселица. Название же Новомосковск досталось Новоселице вместе со статусом города в 1794 году. А до того несколько лет Новомосковском успел побыть город, изначально называвшийся Екатеринославом. Этот первый Екатеринослав строился в устье Кильчени. Однако болотистая местность часто затапливалась и оказалась непригодной для расширения города и вообще для жительства. Потому грандиозный проект Екатеринослава решили воплотить заново на правом берегу Днепра. А первый Екатеринослав в 1784 году переименовали в Новомосковск и сделали центром новообразованного Новомосковского уезда. Но неудобный городок быстро пришел в запустение. Потому его функции и имя отдали успешно развивавшейся Новоселице.

Сегодня Новомосковск – славный промышленный город, который не пасует перед трудными вызовами времени и вносит свою лепту в экономическое развитие Украины. Притом он сохраняет свою уютность и душевность. И в нем по-прежнему жив истинный вольный и праведный украинский дух, который вдохнули в город его основатели-казаки.

Новоселица, как и другие казацкие поселения, не знала крепостного рабства. И, как и в других казацких селениях, здесь люди искренне верили и берегли свою православную веру. Потому свободные люди с Богом в сердце честно трудились и успешно превращали свою Новоселицу в процветающие селение. Новоселица стала центром Самарской паланки Новой сечи – самой богатой и мощной. А местные казаки не раз являли пример готовности защитить свободу и благополучие украинской земли даже ценой жизни.

Даже возведение Свято-Троицкого собора – тоже пример казацкого свободолюбия и мужества.

Предыстория строительства началась в 1773 году. Старая Новоселицкая церковь стала слишком мала для выросшего селения, да и обветшала. Рада казацких старшин во главе с полковником Антоном Головатым постановила построить в Новоселице новый храм. Решили делать его трехпрестольным. Главный престол – во имя Пресвятой Троицы, правый – в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, левый – Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Притом решили, чтобы строители не использовали внутри храма ни единого металлического гвоздя. Ибо такое негоже в храме Спасителя, прибитого к кресту железными гвоздями. Грамоту на постройку храма выдал Киевский Митрополит Гавриил Кременецкий.

Работу решили доверить Якиму Погребняку, казаку и талантливому мастеру с Харьковщины. В 1775 году он представил совету почтенных батькив Новоселицкой слободы свой проект дивного деревянного девятибанного храма и получил добро на работу. Место под храм освятили 2 июня 1775 года. А в августе Екатерина II упразднила Запорожскую Сечь и казачество. Однако казаки Новоселицы решили во что бы то ни стало возвести свой храм. И наконец, 13 мая 1778 года был освящен главный престол, а позже были освящены и боковые престолы. Этот Свято-Троицкий собор стал последним казацким храмом Украины. И при этом – уникальным шедевром зодчества.

Сегодня это единственный в мире девятиглавый крестово-куполный храм. Белые деревянные стены на кирпичном фундаменте изящно переходят в восьмигранные  четырехъярусные башни. Их зеленые купола увенчаны золочеными крестами. Средние боковые башни чуть выше угловых. А центральная – выше боковых. При этом собор отнюдь не подавляет своим величием. Напротив – создает ощущение воздушности. Кажется, он готов устремиться к небесам. Наружная гармония храма словно подсказывает: здесь человек может приблизиться и к гармонии душевной. Внутри же собор еще прекраснее. Причем здесь нет холодной вычурной величавости. Лишь чистая изящная красота, возвышающая душу.

Поразительно, что это чудо уже много раз могло исчезнуть. Впервые угроза уничтожения нависла над собором еще в 1870-е годы. Собор нуждался в капитальной реконструкции, и у больших властей возник соблазн использовать повод, чтобы разрушить этот казацкий храм, напоминавший о временах свободы украинского казачества. Был план возвести вместо него каменную церковь по образцу какой-то из российских. Но Господу угодно было иное. Потому он дал собору заступников. В итоге за 1877-1878 годы его не просто бережно реконструировали. Еще и возвели в том же стиле отдельностоящую колокольню с новыми колоколами. Самый большой из них, весивший более четырех тонн, разливал звон по украинской степи на десятки километров. Перекликался с колоколами  и других храмов, наполняя бескрайние просторы Божественной благодатью, немощная врачующая.

Но было – смолкали колокола собора на долгие десятилетия. А храму вновь грозило уничтожение.

Впервые служение в соборе прекратилось с утверждением советской власти. Причем в 1930-е собор дважды хотели разрушить.

В страшные годы гитлеровской оккупации служители собора осмелились возобновить службу. Слово Божье утоляло душевные скорби прихожан, укрепляло дух и вселяло надежду. И оккупанты тоже решили уничтожить собор, но не успели.

Служение в соборе продолжалось до 1963 года. Потом коммунистические власти закрыли собор. А особо рьяным функционерам взбрело и вовсе его разрушить. Но Господь вновь подвиг на защиту своего храма множество людей, для которых духовность – не пустой звук. Среди них был и Олесь Гончар, написавший выдающийся роман «Собор». С Божьей помощью Свято-Троицкий собор уберегли. Но власти отомстили… Начав в храме ремонтно-реставрационные работы, они растянули их на долгие годы. Притом разрешив городскому музею временно использовать здание. Лишь в 1988 году, когда повеял ветер перемен, храм вернули церковной общине.

Сейчас Свято-Троицкий собор по-настоящему реставрируется. Но ни на день не замирает в нем духовная жизнь. И каждому пришедшему собор помогает как-то особо почувствовать: мы и наши родители, наши дети, внуки – все мы наследники тех, кто веками трудился во благо Украины и защищал ее. И мы ответственны за Украину. За ее – и наше! – настоящее и будущее. Свято-Троицкий же собор, уже ставший для многих поколений символом одаренности, стойкости и высокой духовности украинского народа, и сегодня дает каждому возможность почерпнуть из благодатного источника духовной силы.

Для нынешнего посещения Свято-Троицкого собора мы выбрали особую дату. Сегодня здесь – один из храмовых праздников: святых Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. И мы спешили выполнить просьбу наших братьев-христиан с Кипра – передать в дар Свято-Троицкому собору две иконы: святых Трех Святителей и икону Рождества славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

 

Не суть важно, что иконы выполнены типографским способом. Главное – это искренний дар людей, которым даже вдали небезразлична наша церковная жизнь и чаяния их украинских собратьев. Посему подаренные иконы займут достойное место в Новомосковском Свято-Троицком соборе. Мы же сразу на крестном ходу пригласили этих величайших угодников к молитвенной поддержке и заступничеству перед Святой Троицей: «Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную. Человеколюбче, слава Тебе!»

 

Андрей Качура

 

Поиск по сайту

Новости
2013-08-15
30 сентября 2013 года в г. Днепропетровске в креатив-клубе «Бартоломео» состоится 7ой...
Подробнее...

2012-01-25
В прошлом году показатели телесмотрения телеканала ТЕТ заметно выросли. Канал начал снимать не...
Подробнее...


тел./факс +38 (0562) 39-86-54
post@octv.com.ua
© 2008 - 2017 Рекламная группа "ОС"
Design by GBS